Четвертый сезон «Черного зеркала» — слабый. 7 рецензий в одной

28 декабря вышел 4 сезон «Черного зеркала». Это фантастический сериал без сквозного сюжета, где каждая серия уделена какой-либо технологии. Сценарий, как и для предыдущих сезонов, написал британский постановщик Чарли Брукер. Автор ViVA la Cloud посмотрел 4 сезон, разочаровался, придумал конспирологическую теорию и написал 7 рецензий в одной — на весь сезон и каждую серию.

4 сезон «Черного зеркала» очень слабый. Тут нет новых технологий — зрителю показывают более-менее то же самое, что в предыдущих сезонах. Сезон не удивляет: на все серии едва ли найдется пара-тройка крутых решений и твистов. Кажется, у Брукера кончилась фантазия — кроме поднадоевших «переносов сознания» в сезоне толком ничего нет.

Я не рекомендую смотреть 4 сезон вообще никому. Даже если вы большой поклонник «Черного зеркала». Это скучный, пошлый и глупый сезон. Вместо него лучше посмотреть вот какие серии (в порядке убывания значимости):

  • «Белое Рождество» (спецвыпуск),
  • «Сан-Джуниперо» — 4 эпизод 3 сезона,
  • «Игровой тест» — 2 эпизод 3 сезона,
  • «Нырок « — 1 эпизод 3 сезона,
  • «Белый медведь» — 2 эпизод 2 сезона,
  • «Люди против огня» — 5 эпизод 3 сезона.

Если вы уж очень хотите узнать, чем плоха конкретно каждая серия, читайте дальше. После этих мини-рецензий будет наблюдение, меняющее всё представление о 4 сезоне.

USS Callister, 1 серия

Талантливый программист написал невероятно детализированную многопользовательскую игру. И сделал отдельную версию в стиле местного «Стар Трека» специально для себя, без других игроков. В эту игру он, скопировав человеческие ДНК с предметов реального мира (с помощью крышки от стаканчика кофе, облизанного леденца), поместил коллег. Те, пока «господь» — так они его называют — в игре, ведут себя как обычные NPC, а в остальное время бухают и ищут способы сбежать.

Здесь довольно простой сюжет, целиком построенный на идее «виртуального клона». Её Брукер уже неоднократно использовал в других сериях «Черного зеркала» — и подчас, как в случае с рождественским спецвыпуском, куда более успешно. Из-за общей бредовости происходящего — космические монстры, злой злодей злобно злит — персонажам совершенно не переживаешь, и многолетнее заточение в компьютерных телах пыткой совершенно не ощущается.

Впрочем, серия поднимает вопрос, который, полагаю, возникал у любого геймера. Что думают — и думают ли — NPC в условном World of Warcraft?

Arkangel, 2 серия

Главной героине — 15-летней молодой американке — еще в далеком детстве установили в голову специальный чип. У матери есть планшет, который синхронизируется с чипом — она может видеть как бы «через глаза» дочери, пикселизовать неугодный контент, узнавать, где та находится. В один момент мать говорит дочери, что выключила систему, что, естественно, оказывается не вполне правдой.

Это самая нереалистичная серия «Черного зеркала». И речь вовсе не про магический чип в голове. Судите сами. Главной героине — 15 лет. Она размером с лося. Она учится в школе, а вечерами ездит с друзьями на минивэне, пьет алкоголь, занимается сексом и употребляет наркотики. Обычное дело! Не знаю, как насчет вас, но мои 15 лет были куда более скучны.

Эпизод рассуждает насчет родительского сверхконтроля, и эта мысль в какой-то момент сворачивает не туда. Вместо того, чтобы показать, меняется ли — и если да, то как — подросток, зная о «всевидящем оке» матери, Джуди Фостер — режиссер серии — гнет топорную линию о матери, которая не в состоянии отказаться от контроля. Естественно, это приводит к катастрофе — попытке [Роскомнадзора] со стороны дочери. На самом деле нет: Фостер выбирает иной вариант, как по мне — глупый и несостоятельный. Хотя [Роскомназор] был бы логичнее.

Crocodile, 3 серия

15 лет назад юная пара, едучи по серпантину, по синему делу сбила велосипедиста. Мужчина решил притопить тело в ближайшем озере, девушка помогла. Теперь она известный архитектор с мужем и ребенком, а он, так и не устроившийся в жизни, решает покаяться вдове покойного. Они встречаются в отеле, где архитектор, понимая, что признание разрушит её жизнь, убивает и его.

Тем временем под окнами того же отеля происходит ДТП: грузовик-автопилот сбивает музыканта. Тот подает иск — сотрудница страховой компании пытается выяснить, не превысила ли машина скорость. У неё есть специальный девайс, который умеет «подключаться» к памяти человека — опросив достаточно людей, девушка сможет восстановить истинную картину происшествия. А архитектор видела столкновение из окна — пока убивала бывшего.

Это очень приземленная и красивая серия. Её действие происходит то ли в Норвегии, то ли в Исландии — весь эпизод проходит на фоне величественных и немых гор. «Будущее» же, пусть и весьма характерное для «Черного зеркала», почти не используется: девайс для памяти не нужен — расследованию хватило бы обычных диалогов.

Эпизод очевидно таким и задумывался — максимально нефантастическим, скорее детективным. Впрочем, с функцией запутывания зрителя он не справляется: линии архитектора и страховщицы показывают параллельно, от зрителей секретов нет. То же с мотивацией убийцы: она, очевидно, боится потерять что имеет — но и работу, и супруга, и сына демонстрируют буквально в паре сцен. Персонаж архитектора получается предельно плоским и пустым; все убийства кажутся чередой нелепых случайностей и сценарной затычкой, нужной лишь, чтобы в финале продемонстрировать элегантный ход — девайс для памяти, оказывается, можно подключать и к [спойлер].

Hang the DJ, 4 серия

В некоем поселении за большой стеной живут люди. Они пользуются специальными девайсами, которые выбирают им пару. У каждой пары есть «срок годности» — 12 часов, пара дней, несколько лет. Таким образом система выбирает «идеального партнера»: каждые новые отношения добавляют в базу свежие данные. Главные герои — молодой человек и девушка — встречаются именно так. Но затем система их «разводит», хотя оба понимают, что нашли истинную любовь.

Эпизод очевидно продолжает лучшие традиции сериала. Берем технологию — в этом случае «Тиндер», — возводим её в абсолют и придумываем максимально мрачный вариант развития событий. Что, если люди с самого начала будут знать, сколько им осталось? Получается, можно ничего не делать для сохранения отношений, не решать проблем: если устройство сказало, что остался день, так тому и быть.

Серия довольно потешно объяснят, почему те или иные отношения длятся именно столько. Те, кто помнят сюжет о «Ромео и Джульете» из «О чем говорят мужчины», понимающе хихикнут — здесь тоже всех бесит храп, ковыряние в ушах и издавание дурацких звуков.

Сколь бы идиотской не казалась сама технология и то, что герои серии воспринимают её как непреложную истину, в финале эпизод переворачивает всё с ног на голову. Твист моментально объясняет все неточности и косяки — поступкам и мыслям героев отныне можно быть глупыми и нелогичными. В этом смысле, конечно, серия себя искупает.

Metalhead, 5 серия

Постапокалипсис. На территории, судя по всему, нынешней Великобритании всё разрушено. Трое выживших едут в автомобиле на некий склад. Там они нечаянно будят злобного робопса. Тот убивает всех, кроме женщины. Она бежит от киберпса, тот нагоняет, женщина снова бежит, пес не отстает. Так проходит вся серия.

Это абсолютно «лобовая» история про конец света. Обычно, правда, герои ищут спасения. Здесь наоборот — миссия оказывается провалена в первые пять минут, и всё остальное время героиня просто пытается выжить. Что это произведение делает в «Черном зеркале», совершенно непонятно: вместо робопса с таким же успехом могли быть зомби, каннибалы, инопланетяне и бог весть что еще. Эпизод ничего не рассказывает ни о будущем, ни о злоупотреблении технологиями. Просто вот, видите ли, все умерли, киберпес, опять же, а героиня да, от него бежит. Зато снято в ч/б. Невероятно плохая серия.

Black Museum, 6 серия

Юная леди едет на автомобиле к отцу. Тот живет где-то у черта на куличках: по пути она останавливается подзарядить машину. Рядом — «Черный музей», в котором выставляются объекты криминалистики. Больше клиентов нет: экскурсию предлагает провести сам владелец предприятия. Он показывает три устройства и рассказывает столько же историй. Первая — врачу вставили в мозг чип, позволяющий чувствовать то же, что ощущают люди с «передатчиком» на голове. Вторая — отцу в голову «поселили» сознание погибшей жены. Третья — голограмма преступника сидит в музее. Несомненно, всё оказывается вовсе не тем, чем кажется.

Довольно запутанная серия. Тут всё строится на человеческих сознаниях, которые кому-то куда-то пересадили. История от этого не становится интереснее — это простой рассказ о ненависти и мщении. Финальных твистов тут, впрочем, два — и последний оказывается даже покруче первого.

Конспирологическая теория


Не знаю, является ли спойлером то, что я напишу ниже. Это вроде как показывали в трейлерах. Но на всякий случай предупреждаю — быть может, следующее испортит кайф от просмотра.


В «Черном музее» лежат объекты из других серий и эпизодов. Например, штукенция для копирования ДНК из серии с онлайн-игрой, планшет из серии с дочкой, кое-что из эпизода о велосипедисте и ДТП и даже робопчелы из 3 сезона. И это не всё: я, вероятно, чего-то не разглядел и не вспомнил.

Это подтверждает мысль, которая появляется где-то на 3 серии 4 эпизода (следите за телесюжетом о пропавшей журналистке). Да, как минимум некоторые серии «Черного зеркала» происходят в одной вселенной. Сериал на этом не заостряет внимание, но сам факт, несомненно, делает сюжеты глубже и любопытнее. Это чем-то напоминает «Неуязвимого» и «Сплита» М. Найта Шьямалана — «общая вселенная» не влияет на законы каждого отдельного фильма, но делает их интереснее.

Впрочем, анализируя серии 4 сезона, объекты из которых есть в «Черном музее», интрига распадается. Знание о событиях «соседних» серий ничего не добавляет. Как серьезно ни напрягай извилины, общей картины не складывается. Совершенно непонятно, как эти технологии соседствуют, в каком легальном поле находятся (или не находятся), почему, наконец, их не запретили, раз уж чуть ли не каждая приводит к смертям. В общем, сплошные вопросы.

Еще почитать:

9 нормальных фильмов 2017-го.

5 вменяемых сериалов того же года.

Колоночка о трейлере фильма Роберта Родригеса о боевой робот-тян.

Вангуем, какими будут «Мстители: Война бесконечности».

 Поиск
 Закрыть